Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Умственная отсталость по своей сути является стойким нарушением и недостаточностью психического развития, обусловленным, прежде всего, патологией развития интеллектуальной деятельности на фоне органических нарушений центральной нервной системы. Данные нарушения приводят к трудностям в обучении на всех ступенях развития ребенка, в частности, и в освоении речи.
Особенности детей, обучающихся в коррекционном учреждении, обуславливают необходимость построения учебного процесса сообразно их индивидуальным качествам.
Русский язык является одним из основных учебных предметов в школе. Важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и обеспечения успешной их адаптации после окончания школы. Русский язык, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции интеллекта и личности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В то же время, как показывают исследования, данный учебный предмет вызывает большие трудности у учащихся с нарушением интеллекта. Это связано с тем, что у таких школьников, в силу своего дефекта, нарушены такие операции мыслительной деятельности, как: синтез, анализ, обобщение, сравнение, они испытывают затруднения в классификации, дифференцировке и т.д.
Учащиеся коррекционной школы фрагментарно понимают правила, и не умеют применять их на практике. Затрудняются в переносе знаний на новые ситуации их применения. При встрече с трудностями при выполнении задания, часто «соскальзывают» с правильных действий и операций на ошибочные, уводящие их от достижения поставленной цели. Гнездилов М.Ф. указывает, что при письме у школьников с проблемами в развитии особенно недостаточен самоконтроль. Они не соотносят полученные результаты с требованиями задания, чтобы проверить их правильность, не обращают внимания на их реальную значимость.
Трудности в усвоении учебного материала учениками с нарушением интеллекта нередко связаны со снижением их интереса к учению. В связи с этим Р.Е. Гритченко высказывает мысль о том, что для повышения эффективности уроков необходимо вызвать у учащихся интерес, добиваться осознанности учебного материала на основе активного участия учащихся в учебном процессе. От того, насколько активны школьники, во многом зависит эффективность урока. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.
Существует множество методических приемов для активизации учебного процесса, помогающие сделать его интересным.
Исследователи А.К. Аксенова, Н.М. Барская, М.Т. Баранов, Н.Н. Бебешина, И.И. Будницкая, В.Я. Василевская, М.Ф. Гнездилов, Е.А. Гордиенко, Л.М. Каменецкая, Э.В. Лубовский, Р.К. Луцкина, Н.И. Норкина, В.Г. Петрова, Ф.Н. Самсонова, З.Н. Смирнова, Н.А. Солятова, О.М. Ремизова и другие считают, что с самого начала обучения ребенка в школе, нужно побуждать у него интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутье к языку.
Целью исследования является изучение возможностей и путей повышения эффективности уроков русского языка для обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть проблему эффективности изучения русского языка как учебного предмета;
• Выявить трудности связанные с изучением русского языка как учебного предмета для учащихся с умственной отсталостью;
• Проанализировать методы, приемы, формы обучения учащихся с умственной отсталостью для преодоления трудностей изучения русского языка и повышения эффективности уроков русского языка;
• Проанализировать прикладные аспекты изучение возможностей повышения эффективности уроков русского языка для обучающихся с умственной отсталостью.
Объект нашего исследования - проблема эффективности уроков русского языка
Предмет исследования – средства повышения эффективности уроков русского языка в коррекционной школе.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников: их анализ, обобщение имеющихся данных, формулирование выводов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Эффективность изучения русского языка как учебного предмета
Предметом обучения в современном школьном курсе русского языка является русский литературный язык в его реальном функционировании как многоуровневая система. Реализация языковой системы происходит в речи, поэтому курс русского языка предполагает развитие и совершенствование у детей всех видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Цели и содержание современного предмета «Русский язык» зафиксированы в государственном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
В связи с переходом на новые образовательные стандарты изменились требования к преподаванию русского языка в школе. Современный урок должен сочетать разные формы обучения (индивидуальную, групповую, фронтальную); быть нацелен на усвоение способов познания как конечной цели обучения; развивать теоретическое мышление, теоретический способ познания; формировать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
С внедрением ФГОС учебный процесс ориентируется на возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, приобретения компетенций, то есть основная задача школы, в том числе и уроков русского языка, – формировать умение учиться, а не давать готовые знания.
Утверждается личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетной целью становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных ситуациях с учетом и на основе освоенных учебных действий.
Эта цель может развиваться только в условиях компетентностного подхода к образованию, на что ориентирован ФГОС.
Оценка результатов обучения меняется: привычные знания, умения и навыки становятся строительным материалом для формирования у школьников определенных способностей, то есть знаний о способах использования системы русского языка в ежедневной практике и готовности их обнаруживать, создавать и применять на практике.
Еще одна важная идея – ориентация на планируемые результаты обучения: личностные (уважительное отношение к родному языку, способность к самооценке, потребность речевого самосовершенствования, умение учиться); метапредметные (владение всеми видами речевой деятельности, применение знаний в повседневной жизни, овладение нормами речевого поведения, умение взаимодействовать с людьми); предметные (знания и их применение в учебной деятельности и речевой практике).
Основой создания рабочих программ являются универсальные учебные действия (УУД) – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [2].
Рассмотрим некоторые способы организации учебного материала для эффективного изучения русского языка.
1. Групповая работа на уроке. Организация дискуссии.
В ходе выполнения групповых заданий и участия в дискуссиях у обучающихся формируются коммуникативные универсальные учебные действия, закладываются основы культуры межличностного общения [5, с. 33].
2. Работа с текстом. Текст – основная единица обучения в современной школе. На основе текстоориентированного подхода происходит овладение всеми УУД.
3. Использование дидактического материала учебника. Дидактический материал учебника должен позволять овладевать предметными и метапредметными знаниями, умениями, навыками и способами мышления; формировать УУД; устанавливать межпредметные связи; реализовывать вариативность и дифференциацию обучения [3, с. 4].
Отбор языкового материала и текстов упражнений, формулировка заданий, включение дополнительного материала должны быть направлены на создание развивающей среды, в которой становится возможной выработка каждым учащимся определенных компетенций в соответствии с уровнем развития его способностей.
4. Создание проблемных ситуаций. Современный урок – это совокупность учебных ситуаций (целеполагания, планирования, моделирования, наблюдения, рефлексии, обучения самоконтролю и самооценке).
5. Компетентностные задания. Этот тип заданий позволяет включить
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А.К. Аксенова. – М.: Владос, 2004. – 316 с.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М.: Наука, 1987
3. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: Астрель, 2008. – 222 с.
4. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. №6.
5. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. институтов / В.В. Воронкова. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 416 с.
6. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. - М.: Просвещение, 2014
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958.
8. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007
9. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981.
10. Моргачева Е. Н. Определение умственной отсталости в США психолого-педагогическими методами / Е. Н. Моргачева, /Дефектология. - 1999. - № 6. -С. 34-38
11. Назарова Н.М. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие /Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
12. Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
13. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст]: учеб, для студ. дефект. фак. педвузов / М.Н. Перова. – 4-е изд., пер. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
14. Петрова В.Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993.
15. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия. 2002
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. – с. 206
17. Пузанов, Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439 с.
18. Ушинский К.Д. О средствах распространения образования посредством грамотности [Электронный ресурс]: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_raspr_gram.html
19. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Харламов. – М.: ГАРДАРИКИ, 2007. – 517 с.